У экспорта зерна из Черноморского региона появились риски - Financial Times
21.12.2015
Экспорт зерна из Черноморского региона постоянно растет. Пшеница из Украины, России, Казахстана стала серьезным конкурентом для США и Австралии. Однако ряд факторов могут серьезно повлиять на поставки зерна из бассейна Черного моря, пишет Financial Times.

Берега Босфора устланы дворцами времен Османской империи и памятниками византийской эпохи. Туристам здесь открываются великолепные виды. Но 32-километровый пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, больше известен как один из самых важных судоходных маршрутов для перевозки товаров.
Резкий рост экспорта пшеницы из Черноморского региона – России, Украины и Казахстана – означает, что количество зерновых судов, проходящих через Босфор, также увеличивается.
Падение российского рубля, украинской гривны и снижение фрахтовых ставок, благодаря падению цен на нефть, сделало черноморскую пшеницу популярной среди импортеров, особенно среди тех, чьи валюты также обесцениваются по отношению к американскому доллару.
Хакан Бахчеджи, генеральный директор Hakan Agro DMCC (крупный агротрейдер с главным офисом в Дубае) считает, что " Черного моря был главным поставщиком на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а сейчас и страны Персидского залива, Восточной Африки оказываются от США и Австралии".
Разрушительные риски Тем не менее, подъем Черноморского региона до уровня глобального поставщика пшеницы произошел в тот момент, когда потоки зерна из региона подвергаются воздействию возрастающих рисков.
Геополитическая напряженность, изменение климата, экспортные ограничения и ухудшение внутренней инфраструктуры – это "предельные точки", которые могут нарушить товарные потоки, вызвав скачок цен на продукты питания, а также "тяжелое и устойчивое нарушение поставок критически важного продовольствия". Так считают аналитики Chatham House, которые нанесли на карту риски в торговле продуктами.
Судоходный маршрут, по которому перевозится черноморская пшеница, сейчас "является весьма напряженной регионом", утверждает Роб Бэйли, директор по исследованиям отдела энергетики, окружающей среды и ресурсов Chatham House. Но пока рост напряженности в регионе не препятствует экспорту из черноморских стран – из которых Россия является крупнейшим экспортером.
Глобальная конкуренция Также благодаря качеству и налаженному процессу поставок, зерно продают в Нигерию и Мексику, которые традиционно покупали американскую пшеницу. Танзания и Мозамбик, которые были покупателями немецкой пшеницы, тоже переходят на черноморскую.
С начала этого года стоимость пшеницы снизилась на 16 процентов до 5 долларов за бушель . Эти скачки для черноморских производителей означают, что цены либо не изменились, либо возрастают, что позволяет предлагать импортерам скидки. Например, в рублевом выражении, стандартная стоимость пшеницы возросла на 1 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как в гривневом выражении она поднялась на 25 процентов.
Если нигерийские или мексиканские трейдеры могут купить российскую пшеницу дешевле, чем американскую, то они получат огромное преимущество на местном рынке, считает Свитан Стилл, директор зернотрейдерской компании Solaris Commodities (Швейцария). "Если импортер использует больше российской пшеницы в их смесях, они имеют огромное конкурентное преимущество и большую прибыль", – говорит эксперт.
Популярность черноморской пшеницы проявляется в объеме экспорта. Ожидается, что экспорт черноморской пшеницы в этом году вырастет на 15 процентов до 45,5 млн тонн, в то время как американские зарубежные продажи, по оценкам Министерством сельского хозяйства США, сократятся на 6 процентов до 21 млн тонн.
"Я не думаю, что закрытие Босфора произойдет, но, если это случится, мы увидим, как Чикагская товарная биржа будет день за днем преодолевать дневной лимит "
Когда поток зерна из Черного моря увеличится, заминки в Босфорском проливе окажут серьезное влияние на международные рынки. По мнению аналитиков Chatham House, маршрут транспортировки товаров из региона включает в себя еще несколько "узких мест": Суэцкий канал и Аденский залив.
Андрей Сизов, управляющий директор консалтинговой сельскохозяйственной компании СовЭкон (Москва), утверждает, что около 90 процентов российского экспорта пшеницы проходит через Босфор. "Я не думаю, что произойдет, но, если это случится, я думаю, мы увидим, как Чикаго будет день за днем преодолевать дневной лимит ", – отметил он.
Искусственные ограничения Другие риски включают в себя "урожайные удары", вызванные засухой, доступностью зерна для экспорта, а также введением протекционистских торговых мер.
Когда Россия ввела в этом году пошлину на экспорт зерна, это вызвало нервозность на рынке зерна. Хотя на данный момент размер пошлины незначителен, запреты на экспорт зерна, которые вводились российским и украинским правительствами в 2010 году – когда многие зарубежные покупатели были вынуждены пересмотреть контракты – оставили прочный след в сознании трейдеров. "Импортеры до сих пор помнят боль, вызванную запретами", – говорит господин Стилл.
Возрастающая напряженность в отношениях между Москвой и Анкарой вызывает беспокойство некоторых аналитиков. "Обострение ситуации в Украине, или эскалация напряженности в Турции могут поставить под угрозу прохождение судов ", – считает господин Бейли.
Несмотря на это, черноморские зернотрейдеры – уверенные в нежелании Анкары навредить своей пищевой промышленности, которая в значительной степени зависит от поставок сырья из России – надеются, что суда будут и впредь проплывать мимо дворца Топкапы и Собора Святой Софии. Конкретные потребности турецких импортеров пшеницы также могут предотвратить политическое вмешательство Турции, утверждают они.
В эпоху супесудов Россия по-прежнему владеет флотом, состоящим из относительно малых судов, и может ежемесячно отправлять в Турцию партии зерна объемом в 3-5 тыс. тонн, очень немногие другие экспортеры могут сделать то же самое, отмечает господин Стилл. По этой причине эксперт считает, что "заменить российскую пшеницу легче на словах, чем на деле".
Эмико Теразоно, Financial Times. Перевод портала ЦТС.
Связанные материалы
28.10.2015
Другие материалы раздела
30.05.2017
27.02.2017
24.02.2017
Последние новости
30.10.2017 | 10:56
Турция может переключиться с импорта российской кукурузы на украинскую
14.07.2017 | 12:35
27.06.2017 | 13:17
УЗ запропонувала новий механізм зниження дефіциту зерновозів
20.02.2017 | 15:09
14.02.2017 | 13:03
11.01.2017 | 11:33
07.12.2016 | 19:02
Китай: близько 900 компаній подали заявки на імпорт кукурудзи
07.11.2016 | 10:55
29.09.2016 | 10:48
Китай вводит компенсационные пошлины на сушеную барду из США
12.09.2016 | 13:22
06.09.2016 | 13:06
05.09.2016 | 11:06
Индия закупила 825 тыс. т пшеницы из Австралии, Франции и Украины
05.09.2016 | 10:42
21.03.2016 | 13:19
Индия не планирует снижать пошлину на импорт пшеницы вплоть до июня
18.03.2016 | 14:29
Годовая квота на поставки пшеницы из Украины в Евросоюз выбрана уже на 85%
11.03.2016 | 15:55
10.02.2016 | 13:09
16.12.2015 | 13:31
09.10.2015 | 12:38